Saab 9-3: Финальный тест?.

20 января 2010 •  Прокомментировать тестдрайв

Положение Saab очень шаткое. GM уже приступил к ликвидации бренда, не обращая внимания на потенциальных покупателей. А мы тем временем взяли дизельный 9-3, вдруг это и впрямь последний ТЕСТ-ДРАЙВ

"Так не доставайся же ты никому..."

Мы взяли Saab 9-3 1.9 TIDS в крайне неоднозначный период в истории марки. Все немного сведующие о положении дел в автомире знают, что американскому концерну General Motors шведы больше не нужны. Другие шведы (те, что из Koenigsegg) в самый последний момент решили не покупать соотечественников. О приобретении до сих пор думали голландский Spyker, китайцы, собиравшиеся "разобрать" бренд по частям, и промоутер "Формулы 1" Берни Экклстоун, который намеревался купить марку за символический один доллар. Правда, GM в данный момент не рассчитывает на прибыль, а в первую очередь не хочет терять свои деньги — убыток концерна от закрытия Saab может составить до 100 млн долларов. Удивительно, но и продавать шведского производителя GM тоже не спешит и в начале января нового года начал процесс ликвидации марки. Американский автогигант в данном случае чем-то схож с Карандышевым из "Бесприданницы", который со словами "Так не доставайся же ты никому" стреляет в несчастную Ларису. Если и дальше все пойдет по сюжету пьесы Островского, то можно предположить, что наш тест окажется одним из последних в истории марки. Которая, кстати, началась в 1944 году...

Именно тогда шведской компании Saab, занимавшейся производством самолетов для Шведских ВВС, пришла в голову идея под названием "Проект 92". В 49-м этот проект, собственно говоря, воплотился в легковом автомобиле 92. Спустя 6 лет его сменил модернизированный вариант с индексом 93. Ну и в 1990-м 50 % акций автомобильной отрасли шведской компании купил концерн General Motors, а через 10 лет - докупил оставшуюся половину. Дальнейшую историю вы сами знаете, а я, пожалуй, расскажу о личном опыте.

Saab 9-3: Финальный тест?
Сначала была "шляпа", точнее Project 92 (вверху), а потом Saab 92, который модернизировали в 93 (в центре, слева направо), а внизу наш красавец 9-3. Фото: Autowp.ru, Авто.Yтро©

 

История любви к шведской лаконичности

Стадия №1

Не знаю почему, но мне, сколько себя помню, всегда нравились автомобили Saab. Так и с 9-3 - когда впервые увидел рестайлинговое второе поколение на дороге, то понял, что чувствую нечто большее, чем просто симпатию.

Это определенно мужская машина, "характер стойкий, нордический". Один мой друг отметил как-то, что по дизайну Saab сразу видно - эти ребята делают самолеты. Реактивные черты, лаконичность исполнения, строгий "прищур" габаритных огней. И в тоже время сложно назвать его облик неординарным – просто он, на мой вгляд, сделан так, как и должен выглядеть автомобиль среднего класса для мужчины.

Стадия №2

Тогда я очень захотел себе эту машину, но желание, увы, было недолгим. Однажды мне довелось сесть за руль 9-3. На одной из выставок просто решил оценить его изнутри. И все мои светлые чувства испарились. Интерьер показался совсем не таким привлекательным, как экстерьер - что-то среднее между кабиной многотоннажного Scania и мебелью IKEA начала 90-х. Я подумал, что это конец и мы "разошлись, как в море корабли". Или же, учитывая авиационную направленность машины - разлетелись, как в небе самолеты.

Но спустя несколько лет мы встретились вновь. И вот я стою у заведенного тарахтящего дизельного 9-3 с турбированным 1,9-литровым мотором и механической КПП в комплектации Vector. Симпатия к внешнему дизайну осталась неизменной, но что с нутром и, главное, каков он в действии? Чтобы узнать это - открываю дверь темно-синего седана.

Saab 9-3: Финальный тест?
Saab в небе и на земле. Фото: Wikipedia, Авто.Yтро©

 

Стадия №3, заключительная

Возможно, что я повзрослел, но на этот раз, сев за руль, был намного терпимее. Мне даже начал нравиться интерьер. Среднего качества пластик здесь сочетается с хорошими кожаными креслами, а сам дизайн интерьера называется "назад в 90е". Да уж, эти ребята жуткие консерваторы. Но только позже понимаешь, во многом именно в этом главная особенность автомобиля – быть не таким как все и не гнаться за тенденциями.

Испытание городом и холодом

В салоне пахло соляркой, двигатель очень громко работал, думаю, что в шесть утра большая часть жильцов моего дома тихо ненавидела парня, который завел этот "Ивановец". Но градусник в машине показывал минус 25 и многие в тот день смиренно пошли в сторону метро, вместо поездки на личном авто. Эта участь коснулась в особенности владельцев дизельных агрегатов, а я, пусть с "музыкой", но все же отправился на работу в прогретом и удобном кресле 9-3. На снегу его немного заносило, полного привода, который стоит на версии 9-3 XWD, явно не хватало. Но если наша версия стоит примерно 1 030 тысяч рублей, то цена полноприводника в комплектации Aero начинается от 1 400 тысяч.

Saab 9-3: Финальный тест?
Минус 18 - только закалка, ему и 25 нипочем. Фото: Авто.Yтро©

 

В целом, машина оставила о себе очень хорошее впечатление. Четкая 6-ступенчатая коробка передач, громкий, но весьма эластичный и тяговитый двигатель, в меру жесткая подвеска, благодаря которой сразу забываешь о случайно не замеченных ямах — это дизельный 9-3. Хотя, табун из 150 "лошадей" порой кажется слабоватым и хочется добавить еще немного, но за рулем этой машины чувствуешь себя крайне комфортно, даже выходить не хочется.

Saab 9-3: Финальный тест?
Среднего качества пластик здесь сочетается с добротными кожаными креслами, а приятный на ощупь ключ нужно вставлять в центральную консоль. Фото: Авто.Yтро©

 

Профсоюз Saab

Повторюсь, но мне кажется, главная особенность автомобилей Saab заключается в их исключительной непопулярности на российском рынке. Можно сказать, что покупают эти машины только настоящие фанаты марки. И что касается солидарности к соплеменникам — и говорить нечего — она невероятно заметна на дороге.

Все началось с того, что в первые дни в плотном потоке водитель другого 9-3 поровнялся со мной и, улыбнувшись, помахал рукой. Можно было бы, конечно, списать это на добродушие отдельно взятого автолюбителя, но когда на следующий вечер на перекрестке кто-то пропустил меня и только в зеркале заднего вида я разглядел очередной 9-3 — понял, что это не случайность. И пусть герой Курта Воннегута назвал бы это чистой воды гранфаллонством, но все равно приятно. И вряд ли вы увидите подобное отношение друг другу у владельцев, скажем, Mitsubishi или Toyota, которых тысячи. Пусть запчасти им приходят быстрее, сервис дешевле и сам бренд никто не планирует ликвидировать, зато Saab оригинален.

- Купил бы себе Saab?

Второй мой друг ("тот, что стоил двух и ждать не привык"), с которым я прокатился на машине по городу, ответил на этот вопрос очень оригинально. "Хотел бы его, но если только в качестве подарка, а так не куплю", - сказал он, а сам рассматривал покупку Toyota Camry именно по причине ее ординарности.

Да что греха таить, сам я тоже вряд ли бы себе взял 9-3. И пусть в темноте его взор великолепен, а при свете машина чем-то напоминает шведский истребитель, но хочется чего-то более подходящего для российской действительности. Так уж повелось, что красавицы-красавицами, а женятся, как правило, совсем на других.

Saab 9-3: Финальный тест?
Реактивные черты, лаконичность исполнения, строгий "прищур" габаритных огней. Фото: Авто.Yтро©

 

Свет в конце тоннеля

Вот и пришло время возвращать 9-3. Я взял приятный на ощупь ключ и вышел во двор к замерзшему "шведу". На улице снова было больше минус 10 и кожаное сиденье в очередной раз сковало все тело. Я в последний раз завел его, разбудив, наверное, опять не один десяток соседей. Прогрел двигатель, невольно вдохнул очередную долю выхлопных газов и отправился в путь.

В какой-то момент понял, что привык к этой машине. Такое чувство будто мы стали неплохими друзьями. Да, у него много минусов, но ведь друзей выбирают по другим критериям. Он был не таким, как все и было обидно, что таких становится все меньше и его час, возможно, тоже близок.

Я заехал в туннель и датчик света включил ближний, впереди виднелся выезд в ореоле дневного света, кроме ярко-белой арки не было видно ничего больше. Будто мой Saab попал в ту ситуацию, в которой как раз находится на данный момент марка. Я, как можно догадаться, выехал из мрачного туннеля и продолжил свой путь — хотелось бы чтобы и у шведского производителя получилось точно так же.

Saab 9-3: Финальный тест?
Запомните этот великолепный взгляд. Фото: Авто.Yтро©

 




Григорий Немировский

 


Источник: autoutro